Соотечественники в Америке

Авторизация:
Click here to register.


Неделя Русского Наследия



Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

Большой театр в Нью-Йорке. Русская и советская классика на фестивале Линкольн-центра

Date: 07/14/2014 22:18

Каждый год нью-йоркские театралы с нетерпением ждут лета.  Лучшие площадки города, свободные от постоянных трупп, отправившихся на летние гастроли, принимают иностранных гостей – классические и постмодернистские танцевальные и театральные постановки из Европы, России, Ближнего Востока и Азии, работы знаменитых и мало известных композиторов, режиссеров, хореографов.  Фестиваль Линкольн-центра – это городская культурная жемчужина.  Ради нее даже отпуск можно отложить до осени.

В этом году в программе Фестиваля – «Служанки» Жана Жене в постановке Sydney Theatre Company, с Кейт Бланшетт и Изабель Юппер в главных ролях; ранняя постмодернистская хореография Анны Терезы де Киирсмакер (Anne Teresa De Keersmaeker); театр Кабуки The Heisei Nakamura-za;  малоизвестная опера о Холокосте советского композитора польского происхождения Моис​ея Вайнберга «Пассажирка», которая многие годы пролежала «под сукном» в СССР; и, наконец, Большой театр, с тремя балетами («Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Спартак») и оперой «Царская невеста» в концертном исполнении.  Фестиваль проходит с 7 июля по 16 августа.

«Балет Большого театра к нам приезжал около 10 лет назад, – рассказал Найджел Редден, директор Фестиваля.  –  Но мы раньше никогда не привозили оперу Большого театра. Балет Большого – это, бесспорно, одна из самых значительных балетных трупп в мире.  Они давно к нам не приезжали, и их просто должны увидеть те нью-йоркцы, которые любят балет.  Могу сказать, что зрители уже проявляют большой интерес – билеты очень хорошо продаются».

Две русские оперы

Опера Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», написанная в 1899 году, исполняется на сцене нью-йоркской филармонии Аvery Fischer Hall в предстоящие субботу и в воскресенье.  Она мало известна на Западе.  В ней солируют Венера Гимадиева, Ольга Кульчинская, Григорий Грязнов, Николай Касьянов, Светлана Шилова.  Дирижирует патриарх Большого, 83-хлетний Геннадий Рождественский.  Он пришел в театр в 1951 году, поддерживал новых и прогрессивных для того времени – и сегодня известных на весь мир – композиторов Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке и Софию Губайдулину, некоторое время был художественным руководителем Большого. 

Чем концертное исполнение малоизвестной в США оперы русского композитора может привлечь американскую публику?

«“Царская невеста” была написана Римским-Корсаковым в тот период, когда композиторы в России пытались определить для себя и для общества – что значит писать классическую русскую музыку? – сказал Найджел Редден.  – Они включали в свои произведения фольклор, но также были открыты влиянию Запада. И сегодня в Нью-Йорке есть определенный интерес к работам, которые тут нечасто можно видеть».

Для контраста в рамках фестиваля можно будет увидеть постановку – совершенно не классическую – еще одной русской оперы. «Пассажирку» Моисея Вайнберга привозит в Нью-Йорк Хьюстонская Гранд-опера.  Вайнберг, современник Дмитрия Шостаковича, написал несколько опер и симфоний, писал музыку для кино и телевидения. Уроженец Польши, живший и работавший в СССР, он в 1953 году был заключен в тюрьму по «делу врачей», но после смерти Иосифа Сталина освобожден и реабилитирован. Однако премьеры «Пассажирки» композитор не увидел – законченная в 1968 году, опера так никогда и не была поставлена в СССР до его смерти в 1996 году.  Найджел Редден рассказал, что Большой ее даже репетировал в какой-то момент, но до публичного представления дело так и не дошло. Премьера состоялась в 2010 году в Австрии.

Балет:  прошлое и настоящее

Большой привез в Нью-Йорк свои самые традиционные балеты. Два из трех («Спартак» и «Лебединое озеро») – в постановке Юрия Григоровича, еще одного 87-летнего патриарха театра.  Григорович продолжает работать в Большом.  Известно, что в труппе балета Большого уже давно обозначился конфликт между «старым» и «новым», «прошлым» и «настоящим», между традиционным и более инновационным подходами к управлению этим огромным культурным институтом, к выбору репертуара, к концептуальному решению постановок. 

Танцевальный критик газеты «Нью-Йорк Таймс» Алистэр Макколи отмечал в своих статьях, что балет Большого сильно изменился – «осовременился» – после того, как его худруком несколько лет – с 2004 по 2008 годы – проработал Алексей Ратманский.  Почему же Большой везет в Нью-Йорк балеты, которые были созданы в «до-Ратманский период»?, – вопрошает Макколи в статье от 18 апреля этого года.

«Так как Большой некоторое время не выступал в Нью-Йорке, руководители балетной труппы хотели показать тот репертуар, которым этот театр знаменит, и чтобы прекрасные танцоры балета блистали именно в этих постановках, – рассказал Найджел Редден.  – Я надеюсь, что следующие гастроли Большого состоятся уже очень скоро, мы говорили об этом с художественным руководителем Сергеем Филиным, и что тогда мы увидим более широкий спектр работ, не только классику».

Балетоманы с нетерпением ждут дуэта Дэвида Холберга и Светланы Захаровой в «Лебедином озере». Холберг, которого «Нью-Йорк Таймс» назвала самым «царственным американским танцором», является солистом сразу двух трупп – Американского театра балета и балета Большого театра. В 2011 году Сергей Филин предложил Холбергу контракт.  «В Москве я как губка буду впитывать подход русских артистов к танцу и новый репертуар, – сказал Холлберг ранее в интервью «Голосу Америки».  – Но и на них окажет влияние то, как я танцую, потому что мой стиль отличается.  Для меня большая честь выступать в Большом.  Это новая страница в моей жизни».

Сейчас, три года спустя, критики говорят, что Холберг танцует с «новым пространственным размахом» – который он привез из Москвы.

Искусство и политика

Сегодня имя Большого театра на Западе ассоциируется не только с драмой на сцене, но и вне ее – трагической историей, произошедшей с его худруком Сергеем Филиным.  Когда Филину плеснули в лицо кислотой, американские СМИ внимательно следили за развитием событий. 

Большой также ассоциируется у многих на Западе со всем официальным в России – с правительством, государством, политикой.  А российская политика в США сейчас непопулярна.  Когда весной в Метрополитен-опера дирижировал Валерий Гергиев, снаружи и внутри театра проходили акции протеста.  На вопрос Найджела  "насколько тесно взаимосвязаны, по его мнению, политика и искусство?" Редден ответил следующее:   

«Я думаю, что политические акции будут продолжаться, всегда есть люди, которые осуждают действия правительства, – сказал он.  – В США есть американцы, которые осуждают политику американского правительства.  Однако искусство существует в более широком контексте. Искусство рассказывает о том, как отдельные группы людей, общество видит окружающий мир.  Когда в Греции мы смотрит на Парфенон – мы помним, кто были там политики, когда его построили?  Но мы получаем представление о том времени и народе.  Также и Большой театр.  Он показывает народ и нацию так, как политическая листовка или газета не могут».

Нью-йоркский критик Алистэр Макколи однажды написал:  «Если бы балет был религией, Большой был бы одним из ее храмов».  В течение ближайших двух недель нью-йоркцы в этом храме смогут побывать.

Источник: Голос Америки

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников. Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции может не совпадать с мнением писателя (журналиста)
Для того, чтобы иметь возможность обсуждать публикации и оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться!
×

Replies

Ещё из "Локальные события":

 Всё из "Локальные события"