Соотечественники в Америке

Авторизация:
Click here to register.


Неделя Русского Наследия



Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

Жемчужина русского балета Ольга Спесивцева

Date: 07/29/2014 19:21

Рядом с Нью-Йорком, всего в сорока минутах езды, находится святое место для всякого русского – Ново-Дивеевский женский монастырь. Сейчас Ново-Дивеевский комплекс состоит из женского монастыря, домовой церкви в честь Успения Божьей Матери, Храма преподобного Серафима Саровского, старческого дома и православного кладбища.  Православное кладбище, находящееся рядом с монастырем, без преувеличений можно назвать пантеоном русской славы. Здесь, в американской земле, ставшей им второй Родиной, покоятся, окончив свой земной путь, многие известные россияне: Романовы и Голицыны, Шереметевы и Волконские, Татищевы и Толстые, Тизенгаузены и Родзянки, Врангели и Багратион-Мухранские. Ученые, писатели, инженеры, художники, балерины, внесшие огромный вклад в американскую науку и искусство. Покоится здесь и прах Ольги Александровны Спесивцевой, прославившей своим искусством русский балет. Необыкновенный талант выпускницы Императорского Театрального училища принес ей мировую славу. А история ее жизни и творчества переплелась с историей нашего века.

Новый, драматический период в истории русского балета начался после октября I917 года, когда начался массовый «исход» из России лучших артистов, которые как драгоценные жемчужины порванного ожерелья рассыпались по всему миру. Многие из них нашли свою новую родину во Франции и объединились для творческого сотрудничества под эгидой С. Дягилева. И как раньше балетоманы из всех стран мира стекались в Санкт-Петербург, чтобы увидеть спектакли в Мариинском театре, так теперь они стекались в Париж, чтобы насладиться искусством любимых артистов и познакомиться с новыми восходящими звездами. Именно потому, что Сергею Дягилеву удалось объединить вокруг себя самых талантливых русских артистов, его «Русский балет» стал лучшей не только в Европе, но и во всем мире балетной труппой.

Своим феноменальным успехом Дягилевский «Русский балет» был во многом обязан участию в нем целой плеяды замечательных русских балерин, выпускниц Императорского Театрального училища. За все время существования «дягилевских сезонов» (с 1909 по 1929 – год смерти С. Дягилева) в них участвовали такие прославленные русские балерины как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Лидия Лопухова, Александра Данилова, Фелицата Дубровская, Ольга Спесивцева. Каждая из этих «звезд» сияла на небе русского балета своим неповторимым блеском, но только три из них – Анна Павлова, Тамара Карсавина и Ольга Спесивцева вошли в его историю как «три грации ХХ века». Сергей Дягилев всегда восхищался мягко-лиричной, очаровательно-женственной Тамарой Карсавиной и грациозно-воздушной и порывисто-мечтательной Анной Павловой, но его любимицей всегда была Ольга Спесивцева. Увидев Ольгу на сцене Мариинского театра, Дягилев был очарован ее танцами, ее необыкновенной красотой и грацией и загорелся мечтой привлечь ее к участию в своей балетной труппе, В 1916 году Ольга приняла участие в гастролях его группы по Америке. Она танцевала в паре с тогда уже знаменитым Вацлавом Нижинским в балете «Сильфиды», и имела огромный успех. Задача для Ольги была не из легких, так как ей впервые пришлось танцевать в этом балете после прославленной Тамары Карсавиной. Это был трудный экзамен, но она выдержала его с честью, хотя за ее спиной было всего лишь три года работы на сцене Мариинского театра. За 90 дней американских гастролей Ольга Спесивцева, путешествуя в составе группы дягилевского «Русского балета», посетила свыше 60 городов Америки и выступила в 114 спектаклях. Повсюду ее выступления проходили под аккомпанемент нескончаемых аплодисментов очарованных ею зрителей. С. Дягилеву оставалось только поражаться тому, как быстро Ольга шла вперед в своем мастерстве. Нет, не шла, скорее, летела, опережая время.

В 1921 году Ольга Спесивцева участвует в турне труппы по Европе. В Лондонском театре «Альхамора» состоялась премьера спектакля «Спящая красавица» с Ольгой Спесивцевой в роли Авроры. В прессе писали: «Спесивцева – откровение. В ней – сочетание благородной одухотворенности Анны Павловой с женственной прелестью Тамары Карсавиной, при этом ее техника танца нисколько не уступает технике прославленных балерин». Балет был показан лондонской публике 105 раз с неизменным огромным успехом. После гастролей Дягилев предложил Ольге Спесивцевой стать прима-балериной его труппы. Но Ольга слишком сильно любила Россию, ставшим ей родным Мариинский театр и, отвергнув заманчивое предложение Дягилева вернулась на родину. В 1924 году Ольга Спесивцева заболела и была вынуждена покинуть голодный и холодный Петроград. Уезжая на лечение в Италию, Ольга думала, что покидает Россию всего лишь на 2-3 месяца, но оказалось, что навсегда. Она выступала в парижской Гранд-Опера с труппой Дягилева, принимала участие в турне по Европе. Ольга танцевала в «Жар-птице», «Лебедином озере», «Сильфидах», «Свадьбе Авроры» (сокращенный вариант «Спящей красавицы») и всегда имела триумфальный успех. Ее выступления неизменно заканчивались бурными овациями, которыми восторженные зрители  награждали Ольгу, бросая на сцену множество цветов. В короткой статье невозможно перечислить даже малую часть успехов Ольги Спесивцевой в период, когда она работала у Дягилева. Ограничусь тем, что приведу лишь один отзыв известного европейского хореографа Бориса Князева об Ольге в роли Авроры в балете «Свадьба Авроры»: «Ольга Спесивцева появилась на сцене, или, точнее, в образе Ольги Спесивцевой, появилось живое воплощение Терпсихоры. Несмотря на мою молодость, я вовсе не был новичком в балете. Я уже видел несколько раз Анну Павлову, я уже был партнером Марии Юрьевой, Лидии Седовой, Тамары Карсавиной. Поэтому меня не так-то легко было привести в экстаз, каким бы то ни было представлением классического ганца. Тем не менее, Ольга Спесивцева поразила меня. Она очаровала меня, покорила и навсегда  сделала преданным поклонником ее танцевального гения...» В 1928 году Ольга Спесивцева снова вернулась в Гранд-Опера, однако, и она, и Сергей Дягилев планировали возобновить творческое сотрудничество в 1929 г. Уже в деталях были обсуждены условия их будущего контракта, строились грандиозные проекты их совместной работы (а проекты у С. Дягилева всегда были грандиозными)... Увы! этим проектам не суждено было осуществиться. 19 августа 1929 года Сергей Дягилев умер.

Можно смело сказать, что с точки зрения технического совершенства и артистичности танца Ольга Спесивцева также не имела себе равных среди современных ей балерин, даже самых выдающихся, самых знаменитых. Не было таких хореографических фигур или таких ролей в ее репертуаре, которые удавались ей хуже, чем другие. Все, что бы она ни делала, она делала безупречно. Крупнейший балетный критик ее времени А. Л. Волынский писал о ней: «Одной из важнейших особенностей стиля Ольги Спесивцевой является, пожалуй, серьезность, почти торжественное  ее сценического поведения, как если бы она совершала некий ритуал Красоты в лучшем значении этого слова. Все у нее строго – звено к звену. Каждый штрих отшлифован и доведен до возможного совершенства...»

Кит Лэстер, танцевавший с Ольгой Спесивцевой в фокинских балетах «Сильфиды», «Жар-Птица и «Видение Розы», написал о ней в 1965 году на страницах журнала «Дансинг Таймс»: «При созерцании ее божественного танца невозможно было не почувствовать себя скромным и смиренным... Балерина словно летала по сцене, парила над ней легко, без всякого видимого напряжения, как будто не подвластна законам гравитации. Она была воплощением Красоты и Гармонии не только на сцене, во время спектакля, но и во время своих ежедневных, классных упражнений...» А. Л. Волынский писал: «Такой прелести классной работы я не видел никогда, хотя пересмотрел в течение нескольких лет технику балетного танца на самых выдающихся его образцах». Другой балетный критик и музыкант В. Богданов-Березовский, иногда аккомпанировавший О. Спесивцевой во время ее ежедневных тренировок, писал: «Высокой и одухотворенной поэзией веяло от исполняемого ею экзерсиса... Казалось, она не упражняется, а играет и наслаждается движением...» Буквально из каждой хореографической фигуры Ольга Спесивцева умела создать произведение подлинного искусства. А ее знаменитые 35 фуэте в «Эсмеральде» 9 октября 1923 года, вошли в историю балета как образец виртуозности.

Вершиной творчества Ольги Спесивцевой считается ее интерпретация роли Жизели. Жизель Спесивцевой была единогласно признана лучшей Жизелью XX века и остается непревзойденной до сих пор.

Такова была Ольга Спесивцева, гениальная балерина, преданная служительница Его Величества Танца, русская Терпсихора, современница Золотого Века русского балета.

 

Елена Томина-Мандельштам

Подписи под фото

  1. Открытка « Северного Креста» посвященная памяти О.Спесивцевой.
  2. Ольга Спесивцева в роли Жизели. Париж, театр «Гранд – Опера», сезон 1924/1925 года.
  3. Ольга Спесивцева с Александрой Толстой, после ее прибытия в Толстовский фондё
  4. Великая русская балерина Ольга Спесивцева /18 июля 1895г.- 16 сентября 1991г./
  5. Титульный лист книги Антона Долина с дарственной надписью Георгию Петрову-Спесивцеву.
  6. Титульный лист книги Сергея Лифаря с дарственной надписью Георгию Петрову-Спесивцеву.
  7. Куклы изготовленные Ольгой Спесивцевой. Юрий Сандулов и Георгий Петров-Спесивцев.
  8. Елена Томина и Юрий Сандулов, работа с архивом Ольги Спесивцевой.
  9. Первая книга на русском языке посвященная трагической судьбе, выдающейся русской балерине, Ольги Александровне Спесивцевой. Автор Елена Дмитриевна Томина.
Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников. Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции может не совпадать с мнением писателя (журналиста)
Для того, чтобы иметь возможность обсуждать публикации и оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться!
×

Replies

Ещё из "Публикации":

 Всё из "Публикации"