Соотечественники в Америке

Авторизация:
Click here to register.


Неделя Русского Наследия



Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

"Сестра из Парижа"

Date: 08/24/2015 18:01
Автор: Александр Каневский

15
августа родилась Фанни Гиршевна
Фельдман - Фаина
Раневская.
Сегодня мы
публикуем рассказ о ней нашего
автора-классика
Александра
Каневского.
Получайте
удовольствие!

СЕСТРА ИЗ
ПАРИЖА


«Одиночество — это
когда в доме есть телефон, а
звонит
будильник»
Фаина
Раневская

Эту историю
рассказал мне мой покойный друг,
замечательный кинорежиссёр и
яркий, искромётный человек Яков
Сегель. Он обожал
Фаину Георгиевну Раневскую,
часто бывал у неё дома и потом,
переполненный
впечатлениями, делился ими со
мной.
В
конце пятидесятых, её отыскали
родственники и она
смогла выехать в Румынию и
повидалась с матерью, с которой
рассталась сорок лет
назад. Сестра Изабелла жила в
Париже. После смерти мужа её
материальное
положение ухудшилось и она
решила переехать к знаменитой
сестре, которая, как
она предполагала, при всех её
званиях и регалиях, купается в
роскоши.
Обрадованная,
что в её жизни появится первый
родной человек,
Раневская развила бурную
деятельность и добилась
разрешения для сестры вернуться
в СССР.
Счастливая, она
встретила её, обняла,
расцеловала и повезла домой.
Они подъехали к высотному дому
на Котельнической
набережной.

- Это мой дом, - с гордостью
сообщила Фаина Георгиевна
сестре.
Изабелла не
удивилась: именно в таком доме
должна жить её знаменитая
сестра. Только
поинтересовалась:- У тебя здесь
апартаменты или целый этаж?
Когда Раневская
завела её в свою малогабаритную
двухкомнатную квартирку, сестра
удивлённо
спросила:
- Фаиночка,
почему ты живёшь в мастерской а
не на
вилле?
Находчивая Фаина
Георгиевна объяснила:
-
Моя вилла
ремонтируется.
Но
парижскую гостью это не
успокоило.
- Почему
мастерская
такая маленькая? Сколько в ней
«жилых» метров?
- Целых
двадцать семь, - гордо
сообщила Раневская.
- Но
это же тесно! - запричитала
Изабелла. - Это же
нищета!
- Это не нищета!
–разозлилась Раневская, – У нас
это считается
хорошо. Этот дом - элитный. В нём
живут самые известные люди :
артисты,
режиссёры, писатели. Здесь живет
сама Уланова!
Фамилия
Уланова подействовала:
вздохнув, Изабелла стала
распаковывать свои чемоданы в
предоставленной ей
комнатушке. Но она так и не
смогла понять, почему этот дом
называется элитным:
внизу кинотеатр и хлебный
магазин, ранним утром грузчики
выгружали товар,
перекрикивались, шумели,
устраивали всем жильцам
«побудку». А вечерами, в
десять, в одиннадцать, в
двенадцать оканчивались сеансы
и толпы зрителей
вываливались из кинозала, громко
обсуждая просмотренный
фильм
-Я живу над «хлебом и зрелищами»,
- пыталась отшучиваться Фаина
Георгиевна, но
на сестру это не действовало.
-За что тебя приговорили
жить в такой камере?.
Ты, наверное, в чём-то
провинилась.
В
первый же день приезда, несмотря
на летнюю жару, Изабелла
натянула
фильдеперсовые чулки, надела
шёлковое пальто, перчатки,
шляпку, побрызгала себя
«Шанелью», и сообщила сестре:
- Фаиночка, - я иду в мясную
лавку, куплю
бон-филе и приготовлю ужин.
-
Не надо! - в ужасе воскликнула
Раневская. В стране царили
процветающий дефицит и
вечные очереди - она понимала,
как это подействует на
неподготовленную
жительницу Парижа. - Не надо, я
сама куплю.
- Фаиночка,
бон-филе надо уметь
выбирать, а я это умею, - с
гордостью заявила Изабелла и
направилась к входной
двери. Раневская, как панфиловец
на танк, бросилась ей
наперерез.
- Я пойду с
тобой!
- Один фунт мяса
выбирать вдвоём - это нонсенс! -
заявила сестра и
вышла из квартиры.
Раневская сделала
последнюю попытку спасти сестру
от шока
советской действительности.
- Но ты же не знаешь, где
наши магазины!
Та
обернулась и со снисходительной
улыбкой упрекнула:
- Ты
думаешь, я не смогу
найти мясную лавку?
И
скрылась в лифте.
Раневская
рухнула в кресло, представляя
себе последствия первой встречи
иностранки-сестры
с развитым советским
социализмом.
Но говорят
же, что Бог помогает юродивым и
блаженным: буквально через
квартал Изабелла Георгиевна
наткнулась на маленький
магазинчик, вывеска над которым
обещала «Мясные изделия». Она
заглянула во
внутрь: у прилавка толпилась и
гудела очередь, потный мясник
бросал на весы
отрубленные им хрящи и жилы,
именуя их мясом, а в кассовом
окошке толстая
кассирша с башней крашенных
волос на голове, как собака из
будки, периодически
облаивала покупателей.
Бочком, бочком Изабелла
пробралась к прилавку и
обратилась к продавцу:
-
Добрый день, месье! Как вы себя
чувствуете?
Покупатели
поняли, что это цирк, причём,
бесплатный, и, как в стоп-кадре,
все замерли и
затихли. Даже потный мясник не
донёс до весов очередную порцию
«мясных изделий».
А бывшая парижанка продолжала:
-... Как вы спите, месье?...
Если вас мучает
бессонница, попробуйте перед
сном принять две столовых ложки
коньячка,
желательно «Хеннесси»... А как
ваши дети, месье? Вы их не
наказываете?.. Нельзя
наказывать детей - можно
потерять духовную связь с ними.
Вы со мной согласны,
месье?
-Да, - наконец,
выдавил из себя оторопевший
мясник и в подтверждение
кивнул.
- Я и не
сомневалась. Вы похожи на моего
учителя словесности: у вас
на лице проступает интеллект.
Не очень понимая, что
именно проступает у него
на лице, мясник, на всякий случай,
смахнул с лица пот.- Месье, -
перешла к делу
Изабелла Георгиевна, - мне нужно
полтора фунта бон-филе. Надеюсь,
у вас
есть?
- Да, - кивнул месье
мясник и нырнул в кладовку. Его
долго не было,
очевидно, он ловил телёнка,
поймал его, зарезал и
приготовлял бон-филе. Вернулся
уже со взвешенной и завёрнутой в
бумагу порцией мяса.
- Спасибо, -
поблагодарила
Изабелла. И добавила: - Я буду
приходить к вам по вторникам и
пятницам, в четыре
часа дня. Вас это устраивает?
-Да, -в третий раз кивнул
мясник.
Расплачиваясь в
кассе, Изабелла Георгиевна
порадовала
толстую кассиршу, указав на её
обесцвеченные перекисью волосы,
закрученные на
голове в тяжёлую башню:
-
У вас очень модный цвет волос,
мадам, в Париже все
женщины тоже красятся в
блондинок. Но вам лучше
распустить волосы, чтобы кудри
лежали на плечах: распущенные
волосы, мадам, украсят ваше
приветливое
лицо.
Польщённая
кассирша всунула два
указательных пальца себе за обе
щеки и стала с силой
растягивать их, пытаясь
улыбнуться.
Когда,
вернувшись домой, Изабелла
развернула пакет, Фаина
Георгиевна ахнула: такого
свежайшего мяса она давно не
видела, очевидно, мясник отрезал
его из своих
личных запасов.
-
Бон-филе надо уметь выбирать! -
гордо заявила Изабелла.
С тех пор каждый
вторник и каждую пятницу она
посещала «Мясные изделия». В эти
дни, ровно в
четыре часа, мясник отпускал
кассиршу, закрывал магазин,
вешал на дверь табличку
«Переучёт», ставил рядом с
прилавком большое старинное
кресло, купленное в
антикварном магазине, усаживал в
него свою дорогую гостью, и она
часами
рассказывала ему о парижской
жизни, о Лувре, об Эйфелевой
башне, о Елисейских
полях... А он, подперев голову
ладонью, всё слушал её, слушал,
слушал... И на
лице его вдруг появлялась
неожиданная, наивная, детская
улыбка...
- Я не
знаю, - заключил свою историю
Яков Сегель, - поняла ли Изабелла
Георгиевна, в
каком спектакле она участвовала,
но свою роль она исполняла
искренне и
достоверно...
Добавлю от
себя: но не долго. Очень скоро она
тяжело заболела,
умерла, и Фаина Георгиевна опять
осталась
одна.
И теперь, после ощущения радости
от присутствия рядом близкого,
родного
человека, она особенно остро
почувствовала своё одиночество.
Когда её заваливали
букетами цветов, она грустно
произносила: «Столько любви, а в
аптеку сходить
некому».
Одиночество
убивало настроение и съедало
здоровье. Навалившаяся
старость душила её в своих
объятиях. Одно из её крылатых
высказываний: «Старость
- это свинство. Это невежество
Бога, когда он позволяет
доживать до старости.»
На вопрос «Как вы себя
чувствуете?» отвечала:
«Симулирую здоровье» или: «Я
себя
чувствую, но плохо».
И
завершу я этот рассказ одним из
последних её
афоризмов. Точнее, это не афоризм
- это крик души:
«Будь
проклят этот талант, который
сделал меня одинокой!»
Её одиночество
окончилось
на Новом Донском кладбище, где,
по её завещанию, она похоронена
рядом с сестрой
- теперь они навсегда вместе.

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников. Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции может не совпадать с мнением писателя (журналиста)
Для того, чтобы иметь возможность обсуждать публикации и оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться!
×

Replies

Ещё из "Публикации":

 Всё из "Публикации"