Соотечественники в Америке

Авторизация:
Click here to register.


Неделя Русского Наследия



Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

РУССКИЙ ХУДОЖНИК ЮРИЙ ГРАЧЕВ

Date: 07/24/2014 21:30

Выставка произведений художника Юрия Степановича Грачева в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и в Государственной Третьяковской галерее в Москве — уникальная возможность увидеть ретроспективу творчества замечательного художника русского зарубежья, одного из  мастеров отечественного искусства поколения 1960-х годов.

 Для послевоенного поколения художников та эпоха стала временем своеобразной «смены знамен»,  представлений о мире, о месте художника в нем.

         Впервые за долгие годы изоляции национальной культуры "железным занавесом" от мирового искусства появилась возможность непосредственной встречи с современным западным искусством. Внутри страны в эти годы  русское искусство стало полем противостояния «официозу» тоталитарной эпохи, восстановления утерянных традиций и поисков пластической адекватности современности.

 

          Человеческая судьба и судьба художника Юрия Грачева, представляющие прошлое, настоящее и посмертное будущее его бытия, неразрывно сцеплены со всеми драматическими диссонансами эпохи  и в главных своих «узлах»  определены именно этим.

          Учеба в знаменитой Московской средней художественной школе, которая и в настоящее время считается  школой «для особо одаренных», стала одним из таких «узловых» моментов. Творческая атмосфера и прекрасные педагоги МСХШ дали Юрию Грачеву возможность сразу в полной мере проявить свою врожденную художественную одаренность как качества выдающегося  рисовальщика. Этому не смогли помешать ни  трудности послевоенного быта, ни тяжелые жизненные обстоятельства.

 

 

 

 

Один из его учебных рисунков — рисунок гипса головы Аполлона Бельведерского — А.О. Барщ, один из самых известных педагогов МСХШ, поместил на обложку своей,  до сего времени популярной у учащихся, книги «Рисунок в средней  художественной школе».

Вероятно, тогда же, в  школе сформировались  и  высокие внутренние критерии самооценки художественного качества Ю. Грачева, и понимание им основной цели творчества как служения. 

 

            В 1960-е годы Юрий Грачев, как «человек рисующий», осваивает мир вокруг себя, открывая каждодневные, простые ценности жизни. Проникновение в «живую» жизнь, стремление вглядеться в ее движения, внимание и трепетность наполняют серии сделанных углем, карандашом, сангиной рисунков и набросков маленькой дочери, спящей, сидящей у стола, позирующей; читающей или занятой работой жены («Маша спит» 1968; «Маша задумалась» 1969; «Вета за книгой» 1972). Штриховая напряженность, беглость рисующей  руки сохраняют в натурных работах очарованность непосредственного впечатления художника.

            Со школьных же лет большое место в графике Грачева занимает «росчерковый» перовой рисунок. Художник постоянно делает зарисовки, наброски, на протяжении всей жизни заполняя ими  блокноты и альбомы. Мастерство рисовальщика, ясность, легкость, своеобразный артистизм линии характерны для «контурных» рисунков художника(«Воспоминания о детстве» 1968; «Мать и дитя» 1975; «Из альбома, Нью-Йорк»1999-2000). 

             Но классическое рисование не ограничивает в эти годы диапазон  творческих интересов Ю. Грачева. Художник активно изучает и «осваивает» модернистскую традицию, обращаясь к беспредметности как структурному монументально-декоративному пластическому языку. В гобеленах 1970-х годов, сделанных Юрием Грачевым, пластика беспредметности определяет  композиционную построенность, изобразительную и выразительную структуру  геометрических элементов (гобелен «Круги» 1972-1973).

 

           Отъезд из России через Италиюв Нью-Йорк стал другим важнейшим «узловым» пунктом, определившим всю вторую половину творческой биографии и жизни Грачева.

      Нью-йоркский период стал кульминационным и завершающим в жизни и творчестве художника. Работы, созданные в Нью-Йорке в 1980-1990-е годы  — более 700 графических и свыше 100 живописных — составляют основной массив творческого наследия Ю. С. Грачева.

          Этот массив создавался с усиленной энергией, как бы концентрируя в себе все то время, которое было потеряно для творчества в Москве. Художник работал только по вечерам, после работы, по выходным. Самыми сильными, "взрывными" точками определяется начало нью-йоркского периода — 1980-1985 годы, когда художник был упоен графикой, и конец его — 1998-1999 годы — время творческого взлета и создания последних  живописных работ.

          Открытие Нью-Йорка стало для Грачева неожиданным открытием целого мира городских отверженных — бродяг, нищих,  уличных музыкантов. Художник наблюдал их на улицах, в городских закоулках, в метро («Старуха с клюкой» 1983; «Бездомный» 1983).

     Главная его тема — трагедия жизни современного человека, теряющего чувство единения с внешним миром, находящегося в отчаянии одиночества, — прошла красной нитью через весь нью-йоркский период. Эта тема, фактически вновь открытая русским художником, представляет огромный "пласт", который еще ждет своего восхищенного зрителя. Рисунки первых лет, выполненные  углем, являются  единой серией образов обездоленных, нищих, потерявших кров и близких. Созданы они с огромным порывом, духовным напряжением и особым художественным приемом, присущим только Юрию Грачеву, ибо в его душевной палитре всегда присутствовал фейерверк чувств, замешанных на его богатом  интеллекте и  безграничной  доброте.

   Его уличные персонажи «перешли» и в циклы большеформатных, выполненных маслом  работ («Около мусорной корзины» 1990; «Бездомный под дождем» 1993). И если на протяжении всего периода в произведениях цикла единым остается темперамент цветного штриха и общие принципы растушевки его, то натурный взгляд художника претерпевает  отчетливую метаморфозу, постепенно меняя его отношение к избранному мотиву. Реальные уличные  «герои» Грачева, современные «едоки картофеля», потребители жизни, преображаются  художником в неисчерпаемый зрительный ряд его собственных душевных впечатлений от жизни, о добре и зле в ней, о душах живых и мертвых.

Постмодернистская доминанта нью-йоркского периода творчества Юрия Грачева постепенно переводит реалистическое видение художника в ряд  «культурной», исторической памяти о человеческих чувствах, эмоциональных потрясениях; этим высоким строем определена сама атмосфера служения искусству, которая  сливается в последние годы жизни художника с мучительной  битвой за жизнь («Мужчина и женщина» 1998; «Явление» 1998).

         Двухфигурные живописные композиции конца 1990-х годов, с их активностью цветного «штриха», темпераментом и резкостью руки, представляют образную сферу работ этого времени — от поиска гармонии к непрерывному переживанию разобщения с жизнью, ее конечности и ее одиночества («Думаю о тебе» 1999).

 

Страсть к творчеству, воля к работе и самобытность  —  главные  свойства  настоящего искусства — характеризуют  русского художника  Юрия Грачева.

   

                                                                            Наталия Александрова

 

                                                Государственная Третьяковская галерея

Подписи к фото:

  1. Юрий Грачев (1937-2000)
  2. (2,12,13,) Книги о художнике Юрии Грачеве.
  3. Елизавета Грачева и Юрий Сандулов  на выставке работ Ю.Грачева. Нью-Йорк, 2014-07-23
  4. На прогулке. 1989г.
  5. Старая женщина в кресле. 1984г.
  6. В метро ( №2) 1992г.
  7. Афиша.  
  8. Улица Ганхил роуд. 1983г.
  9. Художник и модель (№1) 1999г.

Каталог выставки в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. 2013г.

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников. Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции может не совпадать с мнением писателя (журналиста)
Для того, чтобы иметь возможность обсуждать публикации и оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться!
×

Replies

Ещё из "Публикации":

 Всё из "Публикации"