Соотечественники в Америке

Авторизация:
Click here to register.


Неделя Русского Наследия



Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

О духовности и религиозности

Date: 01/21/2015 18:31

 

Человек — альтруист по натуре, и истинная мораль не нуждается в поддержке религией. В человеке, который стал нравственным под влиянием религии, нет правды…

Ш. Купер (английский философ)

 

По иронии судьбы запущенное в начале 90-х годов в оборот слово «духовность» очень скоро было монополизировано православной церковью…

В. Л. Гинзбург (академик)

 

В наше время становится все более и более очевидной существенная разница между такими понятиями как «религия» и «духовность». Духовность — это наша сущность, это то, что мы есть. Вмешательство внешних сил, а тем более каких-то организаций и меркантильно мотивированных людей в эту самую сакральную сферу нашего существа, нашей жизни не только не благотворно, но очень часто весьма вредно.

Шанкара Шаранам

 

В средствах массовой информации духовность нередко отождествляют с религиозностью. Но правильно ли это, давайте разберемся.

История человеческой цивилизации и практика жизни убедительно свидетельствуют о том, что человек религиозный не всегда высокодуховный, нравственный, гуманный, сопереживающий, участливый и т. д. Религия ещё никого не сделала гуманнее и лучше. Развитие этих качеств под силу только самому человеку и всё зависит от его устремлений.

Если обратиться к историческому опыту, можно найти в высказываниях ряда известных мыслителей тезис о том, что именно религия лежит в основе нравственности. Но на самом деле, как убедительно доказали Фейербах и другие известные философы, ситуация противоположная: люди наделяют Бога теми личностными качествами, которых у них недостаёт и они хотели бы обладать таковыми – мудростью, силой, могуществом и т.п. Нормы нравственного поведения, которые Бог якобы предписывает людям через пророков и апостолов в священных писаниях, возникли значительно раньше – в сфере общественных отношений. Авторитет Бога использовался пророками, чтобы сделать эти нормы общеупотребимыми в обществе. Но всё это напрасно. История показала, что безнравственные поступки вполне уживаются с верою в Бога.

Так было в библейские времена: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего… Ты – покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» (Пс. 31:5, 7). Не перед людьми кается Давид, а перед Богом, которому и так всё известно. Не от людей получает он прощение, а от Бога (как он полагает), который простит ему все прегрешения. С уверенностью в божественное всепрощение орали крестоносцы: «С нами Бог!» - и лилась кровь от мечей завоевателей. Много столетий спустя повторяли всё то же самое: «С нами Бог» - и опять лилась кровь от фашистов и прочих нелюдей.

Подобных примеров великое множество, поэтому не следует повторять утверждение о том, что религиозный человек — воплощение духовности, а нерелигиозный (атеист), наоборот — бездуховный и безнравственный.

Чтобы убедиться в истинном положении дел, полезно ознакомиться со схемой и пояснениями к ней.

 

 

Схема «Потенциальные уровни духовности людей

в зависимости от степени их религиозности»

 

 

 

 

 


Потенциальный уровень духовности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Истинные

 

 

 

 

 

 

 

АгностикиАтеисты

 

 

Верующие

 

 

 

 

Воинственные атеисты

 

 

 

 

 

Религиозные

 

 

 

 

 

 

 

Степень

антирелигиозности

 

Потенциальный уровень экстремизма

 

Степень религиозности

 

 

Каковы же особенности людей, различающихся по мировоззрению относительно Высшего разума (Бога).

Религиозные — это люди, которые верят в существование Бога (каждый в своего), являются сторонниками определенных вероисповеданий (христианства, ислама, иудаизма и т. п.), верят в конкретное вероучение и его положения (например, в христианcтве — в непорочное зачатие, воскресение Иисуса Христа, святость Библии и т. д.), соблюдают каноны своих религий, религиозные праздники и посты, носят религиозные атрибуты (кресты, платки, головные уборы, одежду), держат дома или на работе религиозные символы (иконы и т.д.), регулярно посещают религиозные сооружения и собрания, пропагандируют достоинства своих конфессий, часто цитируют Библию, Коран и другие писания, распространяют религиозную литературу.

Большинство религиозных людей обладают психологической и энергетической зависимостью от церкви (подобно наркотической зависимости), поэтому они нуждаются в регулярном посещении церкви, получении наставлений от служителей церкви и энергообмене со специфической энергетикой церкви.

Значительное число религиозных людей отличаются фанатичностью, агрессивным поведением и нетерпимостью к иному мнению.

Верующие — это люди умеренной религиозности, в мировоззрении которых религиозный элемент не является решающим; они верят в существование единого Бога, являются или не являются приверженцами определенных религий, не соблюдают жестких культовых предписаний, не посещают регулярно религиозные сооружения, обладают психологической, интеллектуальной и энергетической самодостаточностью, поэтому и не нуждаются в попечительстве служителей церкви. Многие из них не верят в чудеса, святость Библии, Корана и других «священных» сочинений и нередко отрицательно относятся к любым религиозным организациям.

Атеисты — это люди, отрицающие наличие Высшего Разума (Бога), считающие существующей только природу, исследованием которой занимается наука, и опирающиеся, прежде всего, на научное мировоззрение. Современная наука создала важнейший теоретический фундамент атеистических воззрений, объяснила социально-исторические корни возникновения и развития религий и показала объективную реальность существующего мира.

Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. Атеизм возник еще в древности (Демокрит, Эпикур, Лукреций и др.). В России в XVIII—XIX веках атеистические идеи выдвигали и отстаивали многие передовые люди, вольнодумцы и мыслители. В их числе А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, все они рассматривали борьбу против религии как одну из сторон революционной борьбы против самодержавия и крепостничества.

В настоящее время выделяют следующие виды атеизма: невыраженный (слабый) и выраженный (сильный), воинственный и умеренный, стихийный и научный.

Невыраженный атеизм — характерен для людей, не задумывающихся о вере в богов.

Выраженный атеизм — характерен для людей, осознанно утверждающих, что богов нет.

Воинственный атеизм — характерен для людей, считающих, что с религией нужно бороться, преследовать верующих и религиозные организации; таковыми в первые годы Советской власти были «воинственные безбожники».

Умеренный атеизм — характерен для людей, считающих, что с религией не нужно бороться, а следует заниматься разъяснительной работой; данная позиция связана с уважением к такому праву человека, как свобода совести.

Стихийный атеизм — атеизм, основанный на чём-то другом, кроме науки (например, как следствие обычного здравого смысла или скептического образа мышления, отсутствия интереса к сверхъестественному, незнания о наличии религий и пр.).

Научный атеизм — это атеизм, основанный на естествознании, когда в качестве основного инструмента для рассмотрения вопроса о существовании бога (сверхъестественных существ и явлений) используется научный метод.

В определении термина «научный атеизм» следует сделать важное уточнение, предложенное А. М. Крайневым. Термин «атеизм» происходит от древнегреческого «αθεος», состоящего из двух частей: «α» – отрицание и «θεος» – бог. Наиболее адекватный синоним этого слова – «безбожный» – простонародное выражение, но не философский термин. Если же сократить «теос» до «те» и объединить с суффиксом «изм», получим термин «теизм», означающий всю совокупность учений, утверждающих существование бога. А если добавить к этому термину отрицание «а», получим термин «а-теизм», смысл которого заключается не в отрицании существования бога, а в отрицании «теизма», то есть отрицании учений, утверждающих существование бога. Но отрицание учений об объекте не есть обязательное отрицание существования самого объекта. Отсюда возникает понимание, что атеист – это человек, отрицающий только учения, утверждающие существование бога, но не обязательно отрицающий существование бога.

Агностики (от греч. аgnostos — недоступный познанию) — это люди, которые не исключают наличие Высшего Разума (Бога), то есть допускают его существование. Основываясь на учении, отрицающем возможность познания объективного мира и достижения истины, основатели агностицизма ограничивали роль науки лишь познанием явлений.

Автор термина «агностицизм» Томас Генри Гексли объяснял, что «Агностицизм по своей сути — это не вера, а метод, в основе которого лежит неукоснительное выполнение одного принципа... Предписываемые им действия можно сформулировать следующим образом: в размышлениях, невзирая на все прочее, следуй разуму так далеко, как сможешь. И воздерживайся считать бесспорными выводы из размышлений, не получивших или не могущих полу­чить наглядное подтверждение. В этом я полагаю символ веры агностика, и если человек придерживается его твердо и неукосни­тельно, то ему не должно стыдиться встречаться с мирозданием лицом к лицу, что бы ни было уготовано для него в будущем».

Истинные — это люди, убежденные в наличии Высшего Разума и эгрегоров (эгрегоры — энерго-информационные полевые структуры, которые формируются и подпитываются мыслями и эмоциями различных групп и сообществ людей, а далее они воздействуют и на людей, и на события, и на Природу). Истинные ощущают и соблюдают законы Природы и Космоса, поэтому имеют планетарное, космическое мировоззрение и масштабное мышление, а некоторые из них общаются со структурами Высшего Разума (и эгрегорами) и получают от них ответы на интересующие вопросы.

 

Итак, продолжим анализировать вышеуказанную схему.

Потенциально низкий уровень духовности и высокий  уровень экстремизма у значительного числа религиозных людей и некоторых атеистов можно объяснить многочисленными примерами проявления ими религиозного экстремизма, фанатизма или воинственного атеизма, которые выражаются в крайне отрицательном отношении отдельных религиозных групп и объединений к представителям иных религиозных конфессий и неверующим, а воинственных атеистов — к своим идеологическим противникам. Давайте вспомним крестовые походы и инквизиции, войны между различными религиями, преступников и правонарушителей, которые совершают грехи, затем идут в церковь покаяться, а потом снова преступают закон и снова каются. Разве они духовны?

А разве духовны бывшие руководители Грузии, Украины, Польши, Ирана и, разумеется, США, считавшие себя религиозными людьми. Одни из них властолюбивы, другие — конфликтны, третьи — воинственны в отношении соседних и дальних стран.  События начала августа 2008 года убедительно подтвердили данное утверждение. Наверняка вы обратили внимание, как грузинского правителя Саакашвили, совершившего тягчайшие преступления в Южной Осетии, морально поддержали всё те же бывшие президенты Польши, Украины и, естественно, США, что очень точно отражает их крайне низкий уровень духовности. То же касается и руководителей государственного переворота в Украине в начале 2014 г. Все эти весьма религиозные персонажи, вкупе с недавно избранным президентом Порошенко, повинны в гибели тысяч людей.

И как тут не вспомнить знаменитые строки А. П. Чехова из его рассказа «Грешник из Толедо»: «Может ли любить Христа тот, кто не любит человека?»

Отметим нашумевшее событие недавнего прошлого, прокомментированное в газете «Секретные материалы» (№ 8, 2010): «Вспомним разгром художественной выставки современного искусства под названием «Осторожно – религия», проходившей в Центре Сахарова в январе 2003 года. Выставка была разгромлена православными фанатиками. Художники и музейщики были в шоке, милиция задержала хулиганов, но вскоре почему-то отпустила их на свободу. Хулиганами оказались прихожане протоиерея Александра Шаргунова, который немедленно сообщил в комитет Госдумы по безопасности, что выставка была якобы антирелигиозной и кощунственной. Госдума обратилась к Генеральному прокурору, и уголовное дело было возбуждено… против организаторов выставки?!!»

Духовность и культура – взаимосвязанные понятия. Но разве можно считать духовными  религиозных участников собрания в Москве, где на информацию министра образования и науки о подготовке учебного пособия для школьников по истории мировых религий поднялся шум и раздались выкрики собравшихся, потребовавших издания учебного пособия только об одном лишь православии.

Подобное поведение было отмечено и в Петербурге в администрации района при обсуждении общественностью целесообразности строительства часовни в Московском парке Победы, созданном в первые послевоенные годы. Даже присутствовавший на собрании священник, не выдержав хамских выходок сторонников сооружения часовни, резонно отметил, что именно от таких религиозно воинственно настроенных людей надо защищать этот прекрасный мемориальный парковый комплекс. Казалось бы, здравый смысл должен был восторжествовать. Однако вскоре часовню все-таки построили в нарушение и здравого смысла, и ст. 14 Конституции России, поскольку парк Победы – государственное учреждение, любимое место отдыха жителей города, среди которых представители разных вероисповеданий и многие их предки добывали общую Победу.

Во всех этих примерах наглядно проявился не только низкий культурный уровень участников погромов и собраний, но и так называемый феномен толпы, характеризующийся не индивидуальным, а коллективным сознанием, базирующимся не на истинных, а на каких-либо ложных ценностях, навязанных извне. О феномене толпы (психологии и поведении обезличенной ее массы) можно ознакомиться в книге С. Московичи «Век толп» (М., 1996), представленной также в сети Интернет.

Потенциально более духовны и терпимы к своим оппонентам – агностики, атеисты (кроме воинственных) и верующие. Кстати, между верующими и религиозными людьми имеются весьма существенные отличия. Так, духовными наставниками у религиозных людей являются главным образом священнослужители, у верующих – преимущественно священные писания, ибо верующие способны самостоятельно мыслить.

Самым высоким потенциальным уровнем духовности и наибольшей терпимостью ко всем идеологическим течениям отличаются истинные.

Просвещенные, думающие и творческие личности по мере осознания мироустройства и повышения своего духовного потенциала продвигаются к вершине данной «пирамиды». Подобный путь (от человека религиозного к верующему и далее – к истинному) проделал Лев Николаевич Толстой, поскольку он был выдающимся мыслителем, а потом уже писателем, о чем свидетельствуют его размышления, письма и статьи. К истинным, пожалуй, относился и выдающийся ученый Альберт Эйнштейн. Он называл свое мироощущение космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм и ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Этим чувством, означающим восприятие всей Вселенной как нечто единое и осмысленное, по мнению Эйнштейна были отмеченные гении всех времен и народов.

Если указанные и иные думающие и творческие личности перемещались и перемещаются к вершине данной «пирамиды», то другие — под воздействием внешних или внутренних факторов — перемещаются горизонтально — к своим прежним идеологическим противникам, а третьи остаются на первоначальном мировоззренческом уровне.

 

Рассуждая о духовности, давайте попытаемся понять, что же это такое. Одни определяют духовность, как приверженность нравственным ценностям; другие — как стремление к самопознанию, самосовершенствованию и всестороннему развитию личности; третьи — как стремление к гармонии с собой, окружающей средой и к поиску смысла жизни. В одной из книг о духовности говорится следующее: «Истинная духовность — это нечто внутри тебя самого. Это то, как ты проявляешь любовь к миру и окружающим людям, как ты воспринимаешь их и как взаимодействуешь с ними. Её невозможно найти в какой-либо церкви или религиозном учении». В Библии же духовными называются такие качества, как любовь, доброта, добродетельность, милосердие, долготерпение, самообладание, вера, кротость и мир (Галатам 5:22, 23 и др.). Древнекитайский философ Конфуций утверждал: «Пять вещей составляют совершенную добродетель (вероятно, подразумевая под этим понятием духовность – Прим. автора): серьёзность, щедрость души, искренность, усердие и доброта». В современном научном понимании духовность — это интегральное качество личности, включающее её нравственное, эстетическое, интеллектуальное, экологическое содержание и направленное на утверждение подлинного гуманизма в каждом индивиде (Л. Буева, Г. Платонов, А. Косичев).

Отсюда вытекает и такое понятие как духовная культура, которая определяется как сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура представляет собой:

во-первых, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество учёных, писателей, законодателей и т. д.);

во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т. е. духовные ценности, научные результаты, книги, картины, законы, обычаи и т. д.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. Духовную культуру образуют нормы, правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык.

 

На основании вышеизложенного и ряда других источников можно полагать, что наибольшими возможностями для достижения высокого уровня духовности обладают люди:

А как же повысить свой уровень духовности любому, желающему этого добиться? В первую очередь – общением с просвещенными и мудрыми людьми, далее – чтением поучительных книг и, разумеется, Библии, посещением объектов культуры – музеев, театров, библиотек, концертных и выставочных залов, посильной помощью нуждающимся, глубокими размышлениями, постоянным самообразованием и совершенствованием личностных качеств, особенно, внимательности, благодарности, доброжелательности, отзывчивости, милосердия и любви.

Рассуждая на данную тему, может возникнуть вопрос: а нужно ли человеку становиться духовным? И на него ответили ученые, которые установили, что от того, насколько человек духовен в своих поступках, мыслях и чувствах, зависит его жизнь, судьба и здоровье. Недаром пытливые исследователи давно уже заметили, что люди высокодуховные, как правило, здоровы и счастливы. И совершенно справедливо Андре Моруа утверждал: «Следующее столетие либо будет духовным, либо следующего столетия не будет вовсе».

Исследователи также заметили, что повышение уровня духовности раскрывает человеческие способности и дремлющие до поры до времени особые сверхвозможности. Как утверждает Л. В. Стрельцова, «Аура высокодуховного человека окружена сетью рубиновых искр, сжигающих все темное и нечистое, и если излучение насыщается высшими чувствами или устремлениями, заградительная сеть (от темных сил) охраняется этими энергиями».

Приведенных аргументов, наверное, достаточно, чтобы однозначно ответить на поставленный вопрос: становиться духовным каждому человеку – это поистине жизненно необходимо.

А. Сушанский

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников. Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции может не совпадать с мнением писателя (журналиста)
Для того, чтобы иметь возможность обсуждать публикации и оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться!
×

Replies

Ещё из "Публикации":

 Всё из "Публикации"