Соотечественники в Америке

Авторизация:
Click here to register.


Неделя Русского Наследия



Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

Гавань поэзии и красоты

Date: 04/03/2015 19:20
Источник: Журнал «Русский век», №3 2015 год

«Живопись художника Шишкина вся изысканная, это гавань поэзии и красоты в мире. Я рад, что этот художник большого таланта выбрал наше княжество для своего искусства» - эти слова принца Монако Альберта Второго были адресованы нашему соотечественнику, художнику и архитектору, мастеру современного портрета, автору цикла картин «Русские сны» Георгию Шишкину.

Княжество Монако, Монте-Карло, в центре города стоит памятник Сергею Дягилеву, чья реформаторская деятельность свершила революцию в хореографическом искусстве. Есть в Монте-Карло и аллея Дягилева, и площадь Дягилева. 9 апреля 1911 года в присутствии принца Монако на сцене роскошной оперы Монте-Карло с необыкновенно большим успехом прошло первое выступление только что созданного коллектива «Русский балет Дягилева». Именно здесь родилась известная потом всему миру труппа. Цель же моего приезда в этот город, знакомый всем не только игровыми залами, но и блестящим океанографическим музеем, и знаменитой трассой автомобильных гонок «Формула-1», был визит к известному в Европе художнику, нашему соотечественнику Георгию Шишкину. Именно он стал в Монако автором двух марок, посвященных Русскому балету Дягилева.

- Мне было оказано это доверие, и я принял это предложение, отложив все дела. Для меня было очень важно выполнить на высоком уровне этот заказ, ведь в княжестве Монако выпуск марки - дело государственной важности.

Но создание юбилейных марок было не началом своеобразной дружбы с Русским балетом Дягилева, а ее продолжением. Прекрасный портретист на протяжении многих лет работал над полотнами, посвященными великолепной русской труппе. Эти картины были представлены на многих выставках. Гордость маститого художника - мемориальный триптих, центральная часть которого и была отражена на одной марке. А на второй - групповой портрет героев десяти балетов.

Портрет… Даже краткое перечисление «действующих лиц» и некоторые их высказывания после окончания работ дают нам возможность понять степень таланта Георгия Георгиевича, трепетный, профессиональный подход к делу всей жизни, его самобытность и неповторимость цвета, света и теней на портретах его кисти…

Портрет Смоктуновского - это исполнение мечты художника. Она возникла, когда он увидел актера в роли Гамлета. И еще одна мечта была у Георгия Шишкина - оставить потомкам портрет великой актрисы Елены Николаевны Гоголевой. Неожиданно это желание исполнилось. Холодным осенним днем он, по рекомендации друзей, позвонил в парадное, где жила королева русской сцены Елена Николаевна Гоголева.

- Энергично пожав мне руку, она спросила: «А как вы себе представляете мой портрет?». Я ответил: « Думаю, это должен быть не домашний, «бытовой» портрет, а театральный - обобщенный образ творческой личности, как бы содержащий в себе осуществленные роли, а по сути - жизни, прожитые на сцене»… «Прекрасно, - сказала Елена Николаевна. - Это может быть интересно, если удастся, конечно. Ведь это очень трудно»… Я начал писать. Через минут сорок она встала и подошла к мольберту. Долго смотрела не отрываясь, а затем, повернувшись ко мне, сказала: «Впервые я не имею никаких претензий к своему лицу на портрете…»

Еще один великолепный портрет - Федора Шаляпина. Он потом был выставлен на празднествах в честь 120-летия певца. Все журналисты не сговариваясь назвали его «Смеющийся Шаляпин».

Жерар Депардье после окончания работы над его портретом написал такие слова: «Я встречал многих русских художников, но это совершенно другое - в его работах большая энергия. Когда я ему позировал, я почувствовал такое глубокое проникновение в образ, что это мне запомнится навсегда».

Портрет представительницы старинного дворянского рода Васильчиковых висит у нее дома, в Ницце. Мы после ее разрешения поехали к ней в гости. Это всего час езды на автобусе. Знакомство же Георгия Шишкина с княгиней состоялось на одной из первых выставок художника, на вернисаже в Версале.

- Я была поражена - какая выставка! Но познакомились мы там мельком, было очень много народу. Я уже уходила, но вернулась, нашла Георгия и сказала: «Может быть, мы устроим что-то и у нас, на юге?..» Выставка состоялась, а потом был прием на корабле «Седов». Был, конечно, приглашен и принц Монако Альберт. Я сказала Георгию - подойдите, я вас представлю ему. Нет… он удрал…

Но правнучка бывшего директора Эрмитажа князя Васильчикова, поддерживающая дружеские отношения с семьей принца Монако, все-таки нашла Георгия, и знакомство состоялось. А потом «состоялся» и портрет принца. Свое отношение к живописи нашего соотечественника выразил сам принц Альберт Второй.

«Живопись художника Шишкина вся изысканная, это гавань поэзии и красоты в мире. Я рад, что этот художник большого таланта выбрал наше княжество для своего искусства».

Квартиру семьи Шишкиных назвать маленькой нельзя. Она крохотная. А одна, относительно большая комната, вся заставлена картинами, набросками, красками, карандашами, мелками и другими необходимыми предметами для работы художника. Кухня - метра три, максимум четыре. Сразу чувствуется, что живет здесь талантливый человек, все свои мысли, возможности, мечты и чаяния отдающий искусству.

Один богатый человек в Париже как-то сделал Шишкину заманчивое в денежном отношении предложение. Художнику предоставят в столице Франции комфортную, современную квартиру, по высокой цене будут продавать его картины. Условие: он должен писать Париж. Георгий отказался. Он работал над продолжением триптиха «Русские сны», и это было для него на тот момент гораздо важнее материального благополучия. Работать над этими полотнами он начал еще в Москве, в 1992 году. Потом был перерыв. Но встреча с потомками русских эмигрантов первых волн дала мощный толчок к продолжению работы.

- В «Русских снах» важны не конкретно узнаваемые персонажи, а общее состояние и настроение, - говорит художник. - Через женские образы я хотел выразить духовную сущность народа, то наполнение, что присуще нашей земле. Женщина дольше сохраняет в себе какие-то вековые черты. Мне кажется, что русской сущности ближе все-таки женская кротость, мечтательность, а не разухабистость и широта разгула.

«Художник, улавливающий загадку России» - так охарактеризовал творчество Георгия Шишкина знаменитый в Европе эксперт искусства Лорд Мак-Альпайн после знакомства с картинами Шишкина на одной из выставок во Франции. Самая же первая персональная выставка Георгия Георгиевича состоялась в его родном городе Свердловске (Екатеринбург) еще в 1981 году. И небывалый случай: несколько картин молодого художника были сразу приобретены Государственной картинной галереей города. Кстати, тотчас же последовал выговор, сделанный дирекции музея со стороны партийной власти за покупку картин беспартийного художника.

Сегодня произведения Георгия Шишкина находятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. А на аукционе Кристи в Монако его картина, выставлявшаяся в числе произведений мэтров современного искусства, заняла четвертое место по уровню цен. На многочисленных выставках около полотен

Георгия Георгиевича всегда собирается много народа. Нет, не спорят… Просто молча, долго смотрят и на «Русские сны», и на триптих, посвященный Пушкину.

- Я оставил рядом с Пушкиным только няню, потому что, я бы сказал, он был обязан тому русскому языку, который он потом нам во всем богатстве представил, он обязан был своей бабушке и няне…

В картинах художника Шишкина сплетаются изысканное и тонкое сочетание красок импрессионистов, стиль великих художников прошлого и традиции русского портрета.

- После многочисленных экспериментов в разных техниках я отдал предпочтение технике пастели и работаю так уже 30 лет примерно, если не больше. У меня свой способ подготовки грунта, я выработал свой прием работы с этим материалом. Что он мне дает? Возможность делать наслоения и сохранять прозрачность слоев пастели, которая обычно используется как кроющий материал. Иначе один слой просвечивает через другие, появляется впечатление трепетности живописной поверхности. Такая техника дает мне возможность писать пастели больших форматов.

Работая пастелью, то есть разноцветными мелками и кончиками пальцев - главным инструментом художника, он получает большую степень свободы, сохраняя при этом нежность полутонов и словно изнутри идущее свечение.

А все начиналось с маленьких рисунков, которые до сих пор бережно хранятся в архиве семьи Георгия. Когда будущему художнику было всего два года, мама - инженер-строитель, показала ему, как держать карандаш, с которым мальчик потом никогда не расставался. В пять лет его отец - первая скрипка в оркестре театра в Свердловске, отвел сына в музыкальную школу. Послушный мальчик не сопротивлялся, а лишь постоянно утверждал: «Я буду художником». И он им стал… И в этом его утверждении в профессии, как считает сам Георгий Георгиевич, значимую роль играла его бабушка. Она была настоящим катализатором формирования в нем, мальчишке, любви к музыке и театру, неравнодушия к русской природе. Бабушка шила концертные платья свердловским актрисам, придумывая причудливые фасоны, ходила с внуком в лес по грибы, обожала оперу и учила мальчика помогать людям, внимательно относиться к их бедам и чаяниям.

И ее уроки не прошли даром. Ведь среди «учителей» Шишкина на одном из первых мест стоит природа России, сказочные просторы Урала и Приуралья, которые вдохновляли и знаменитого однофамильца Георгия - Ивана Ивановича Шишкина. Интересный факт: и великий художник прошлого, и известный сегодня в Европе художник Георгий Георгиевич Шишкин родились в один и тот же день…

Большое место в жизни моего героя занимает благотворительная деятельность. Он принимает активное участие во многих благотворительных акциях в рамках Европейской ассоциации святого Владимира. Основная ее помощь направлена на лечение детей, в частности из России. Во главе этой ассоциации стоит наш соотечественник князь Константин Мурузи. По его заказу художник пишет картины специально для благотворительных аукционов.

В начале прошлого года Георгий Георгиевич со своей музой, женой Татьяной, торжественно открыли выставку полотен художника Шишкина в Москве. После открытия они пришли ко мне в гости. Говорили обо всем – и о жизни, и о творчестве, и о планах. Но тогда Георгий Георгиевич еще не знал, что этот, 2015 год будет Годом России в Монако и широкой публике в эти дни будет представлена новая почтовая марка, разработанная русским художником Георгием Шишкиным.

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников. Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции может не совпадать с мнением писателя (журналиста)
Для того, чтобы иметь возможность обсуждать публикации и оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться!
×

Replies

Ещё из "Публикации":

 Всё из "Публикации"