Соотечественники в Америке

Авторизация:
Click here to register.


Неделя Русского Наследия



Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

Русский капитализм

Date: 11/22/2013 20:41

Представление о труде, согласно святому отцу Русской Церкви, преподобного Серафима Саровского, есть деятельное «стяжание Духа Святаго», преобразование или обожение  личности, так труд является свободным, он независит от социально-экономических условий, а только от изъявления воли человека идти к Богу деятельно, его стремления к обожению души и тела.

 

Так в корне меняется смысл таких понятий и определений политэкономии как то, - «производительность труда», «повышение производительности труда», «стимулированиетруда», «трудовые ресурсы» и т.д. Так стимулировать труд человека вставшего добровольно по духовно-нравственному устремлению на молитвенную работу или разговор с Богом,  не нужно. Так как такой труд, по всей очевидности есть самый производительный труд в мире. Например, специальная наука «Экономика труда»,  должна была бы рассматривать категорию «труд» как добродетель, способствующую духовному воспроизводству «нового» человека через обретение Православной Веры, как откровение Бога человеку, воссоединение человеческой личности с ее Творцом, а для православных с Христом, Творцом и Духом Святым.

 

В настоящее время практически всем ясно, что Россия находится в кризисе, который характеризуется системным характером и широтой охвата. Первой причиной его является кризис духовный, в результате социальных катаклизмов XX века, отрыва от корней и традиционных оснований российского бытия, нашим народом потеряно национальное самосознание. В основной своей массе такой народ имеет довольно смутное представление о влиянии Божественного Промысла или духовных законов на хозяйственную и социальную жизнь. Российским, украинским и белорусским народом отчасти утеряно понимание духовности в православной традиции, что негативно сказывается на социально-экономическом, политико-правовом и культурно-национальном развитии своих стран. В этих славянских странах уже сформировалась управленческая элита экономики, в том числе и православная, на ней лежит ответственность за такие аспекты развития в странах, в этом отношении представляет интерес книга «Наше положение» А.Е.Вандамма-Едрихина, русского геополитика, изданная в 1912 году.

 

Духовно-нравственная экономика, или русский капитализм, является новым типом хозяйствования одухотворенного Православием человека, общества живущего по новозаветному духовному закону Божьему. Экономика, в том числе и духовно-нравственная, не является главенствующей в преодолении кризиса. Она является только  средством в духовном возрастании и спасении человека от греха или смерти. Экономика, относительное измерение человеческой деятельности и как определенный способ хозяйствования, является не целью, а средством спасения от смерти человека на основе социальной практики, в процессе хозяйственного воспроизводства и жизнедеятельности. Экономика однозначно обязательно взаимодействует с религией, культурой, этикой, нравственностью и т. д..  Социально-экономические процессы конца XX века, а также и начала XXI века в мире, показали, что без решения главной задачи радикального изменения типа хозяйствования, - социально-эффективную экономику, в преобладающем большинстве стран, согласно выводам ведущих экономистов мира, создать вероятно не удасться. Как отмечалось в недавно прошедших экономических конференциях ООН в Нью-Йорке, преодоление постоянно  увеличивающегося разрыва между бедными и богатыми, обеспечения социальной защищенности малоимущих, можно решить только по пути создания духовно-нравственной экономики.

 

Так согласно этих выводов в России необходим так называемый православный капитализм и для перехода к духовно-нравственной экономике необходимо мобилизовать ресурсы, функционирующие в уже существующей экономике России, как то природные, финансовые, людские, интеллектуальные, информационные и прежде всего, - духовные ресурсы. Этот потенциал, кроме духовных ресурсов, находятся в руках представителей существующей индустриальной экономики, мышление которых закономерно формировалось в ее лоне,  с определенным характером для данного типа хозяйствования, укладом жизни. Потенциал и время данного уклада исчерпаны, такое мышление ушло уже в историческое прошлое, причем история мира всвязи с информационными технологиями идет гораздо быстрее в будущее. Для перехода к духовно-нравственной экономике, ростки которой только начинают прорастать и давать знать о себе, по словам великого господина Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всей Руси, потребуются новые люди, одухотворенные Православием, так называемая, элита русского общества. Только они могут развить экономику будущего, - духовно-нравственную экономику, которая принципиально отличается от существующей. Уже сейчас необходимо воспитывать таких людей. И эта задача не только Православной Церкви, но и государства, и в первую очередь образования, информатики, культуры и так далее. Необходимо вернуть в школу систему воспитания, основанную на христианских принципах, необходимо с православных позиций взглянуть на организацию нового типа хозяйства, - духовно-нравственного.

 

Прежде чем решать вопрос об организации такого хозяйства, необходимо сначала в теоретическом аспекте рассмотреть и определить отношение к институту категорий в самой  политэкономии. Такие категории как труд, дело, работа, богатство, земля, недра, территория, человеческий потенциал, соборность организации хозяйства или конкуренции, финансы и кредит, и т.д. Соответственно, при определении направления русской экономической политики необходимо исходить не из отношений собственности, а из критерия роста богатства при соблюдении требования не увеличивать бедность в России. При таком подходе отношение к проблеме собственности должно формироваться в контексте политики, а не наоборот, политика в контексте отношения к собственности. Последняя утрачивает свое первостепенное значение, и в этом появляется преодоление экономического материализма, которое сейчас захлестнуло мир. В Православной Римской империи, которая есть фундамент нынешней цивилизации, государство обеспечивало реализацию идеи, на которую указывала Церковь, так Российская империя впоследствии во многом   восприняла эту традицию. В настоящее время в России, есть еще талантливые экономисты, есть вертикальная власть и законы, есть Божий народ с Русской Православной Церковью, квалифицированные рабочие и память о достойной жизни, вполне возможно воспроизвести духовно-нравственную экономику. Поначалу может быть необходимо защитить ее от всемирной конкуренции товаров, однако после определенного времени, такая экономика вполне открыта и может жить в настоящем глобальном мире. 

 

Господь Бог ожидает от нас, чтобы мы пришли к покаянию, то есть к изменению образа жизни, пришли к здоровью и к Богу-Святому Духу, пришли к истине и правде, или к Богообщению, пришли к Любви, то есть труду по Христовым заповедям. Если преодолеть духовно-нравственный кризис, тогда все дороги в России обустроятся, семья окрепнет, государство обретет силу, экономика сделает рывок и произойдет изменение ее уклада, то есть и будет русский капитализм.  Таким образом, если вести речь о переходе на новый тип хозяйствования, к духовно-нравственной экономике, то следует выделить два  взаимосвязанных потока, зависящих на сегодня от жертвенной воли церковной иерархии и госчиновников.

 

 Первый поток, - это поток духовного делания или воцерковление, как новый образ жизни человека, обретение им древней красоты Православной Веры, верующий ствол русского общества.

 

Второй поток, - индустриальный скачок на основе сверхновых экологических технологий и природных богатств. Эти два потока взаимосвязаны, но первый является главенствующим, он формирует основу и способствует возникновению духовно-нравственного хозяйства.

 

Причина главная и основополагающая сегодняшнего кризиса как в мире так и в России, есть духовный кризис, выход из которого возможен и необходим через Веру Православную, укрепление нравственного самосознания народа и его мировозрения. А начинать надо  с  самого себя, по словам преподобного отца нашего Серафима  Саровского, спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи.

 

Иеромонах Евтихий (Довгань), клирик Знаменского Синодального Собора РПЦ в Нью-Йорке, статья взята из книги «Древо греха», издательство «Санктум», Германия, 2012 год.

Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников. Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции может не совпадать с мнением писателя (журналиста)
Для того, чтобы иметь возможность обсуждать публикации и оставлять комментарии Вам необходимо зарегистрироваться!
×

Replies

Re: Русский капитализм
User: Antikosmopolit
Date: 11/25/2013 15:15
Rating: -7    Rate [

+

|

-

]
Status: Approved

Прав иеромонах Евтихий в слове своем. Однако, реалии современной России навевают невесёлые мысли. А именно: ельцинско-гайдаровская-чубайсовская "прихватизация" положила на лопатки с дальнейшим разрушением индустрию страны, отлучила простого человека от результатов своего труда и от природных ресурсов, данных Богом. "Понизовый" люд бьётся сейчас в заботах каждодневного выживания. Это не гипербола. Дикий капитализм заразил своими пороками все фибры общества. Впечатление такое, что все политико-экономические отношения в России основаны на тотальном обмане. Это и коррупция, и взятки, и подтасовка результатов выборов. Если идти эволюционным путём, то потребуются, как минимум, 2 столетия, чтобы Россия зажила по формуле отца Серафима. А революция - дело страшное и неблагодарное. Остаётся один путь - создание партии на основе православия. И коли туда вступят сильные мира сего: крупные собственники, промышленники с православными христианскими идеалами, покажут личным примером, что такое жизнь во Христе, тогда к ним и потянутся "понизовые люди". Тогда и будет тот самый труд, преобразующий духовность каждого человека. А сейчас идёт обдирание трудового люда, аки липки. Да и народ трудящийся изменился на глазах, после распада Советского Союза. Откуда только повылезло антиматерии от Деда Мраза! Последние пять лет приходится мне работать по разным предприятиям (маленьким), после того, как закрыли большой завод, где прошли мои младые годы. И увидел такие конгломерации людские, что "мама, не горюй!" В одном коллективе сходятся люди с разных социальных орбит: и народ юрцовый (недавно "откинутый" из мест заключения), и преподаватели средних и высших учебных заведений, и бывшие металлурги, и алкоголики, и наркоманы первоначальных стадий, и просто пропердоны. И вся эта пёстрая масса уживаясь, работала. Но это ещё легкий пример. Коллеги же этой "пёстрой массы" (все они из одной промышленной организации), выезжающие в командировки на монтажные работы, к сожалению, были подвержены тотальному пьянству и сомнительным развлечениям. И в этом выездном коллективе с незавидной регулярностью происходили бытовые убийства. А всё оттого, что люди сдёрнуты со своих мест, коллектив не сложившийся, постоянно мелькают в нём новые лица - у каждого свой характер и свои моральные ценности. Если и вспоминают о божественном, то (да простится мне это слово) только в ненормативной лексике. Сейчас уже выросло поколение "пустоголовых малых" с оловянным взглядом, без блеска осмысления в очах. Такие люди опасны для общества. Их изолируют, конечно, но только по совершению ими злодейского поступка, а в скорости отпускают на волю. У одного молодого человека к 18 годам насобиралось 8 (!) судимостей. Ранее такие люди определялись как рецедивисты, и попадали в места лишения свободы с соответствующим режимом. Это явный пример работы законов Антиподии, управляющих нынешней Россией. Есть, конечно, и достойные люди, и среди современной молодёжи так же. Но кто может подсчитать, какова доля в обществе "новых, лишних людей" (отнюдь не Базаровых и Рудиных, Онегиных-Печориных), несущих в себе потенциал разрушения? И что является катализатором социальных мутаций, когда происходит переход от Света к тьме, опасно   изменяя критическую массу народного недовольства? Как удержать на светлой поверхности то, что ещё дышит к Богу? Существуй христианская партия православной Руси, тогда были бы решаемы проблемы, которыми обросла Россия, и которые тянут Её на зловонное дно, покрытое почти что столетними осадками классовых битв и множественных социальных обид.

Ещё из "Публикации":

 Всё из "Публикации"